На Петербургском культурном форуме обсудили новый взгляд на искусство соцреализма

13 ноября 2019 г.
На Петербургском культурном форуме обсудили новый взгляд на искусство соцреализма

 13 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» состоялся международный симпозиум «Красная стрела. Советское искусство — взгляд из будущего», включенный в программу секции «Изобразительное искусство» Форума.

    В симпозиуме приняли участие куратор Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду Николя Люччи-Гутников (Франция), директор Отдела аспирантуры кафедры искусствознания Университета Норзвестерн Кристина Кэр (США), генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова (Россия), художник, эссеист Григорий Брускин (Россия, США), директор Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки Игорь Припачкин и директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара. Модератором мероприятия выступил руководитель секции «Изобразительное искусство», ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Семен Михайловский.

    Симпозиум прошел в преддверии открытия в ЦВЗ «Манеж» масштабного выставочного проекта «Дейнека/Самохвалов», посвященного двум выдающимся советским живописцам и приуроченного к 120-летию со дня рождения Александра Дейнеки.

       Семен Михайловский рассказал о теме симпозиума и напомнил о том, что за последние годы в разных странах мира прошло несколько успешных выставок советского искусства. В их числе — Revolutsiia! Demonstratsiia! («Революция! Демонстрация!») в Чикагском институте искусств в 2017-2018 годах и Rouge. Art et utopie au pays des Soviets («Красный. Искусство и утопия в Стране Советов») в Национальном музее Гран-Пале в Париже в 2019 году.

   «Симпозиум по современному искусству предваряет VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум. Несколько лет назад мы задумали делать выставку Александра Дейнеки, со временем она превратилась в выставку «Дейнека/Самохвалов». Темой симпозиума мы решили сделать представление советского искусства за рубежом», — сказал Семен Михайловский.

       Куратор выставки Rouge. Art et utopie au pays des Soviets («Красный. Искусство и утопия в Стране Советов») Николя Люччи-Гутников поделился своим опытом работы с советским искусством.

  «Моей целью было показать транзицию между авангардом и соцреализмом. Когда я был студентом, то внимательно читал известную книгу Бориса Гройса «Gesamtkunstwerk Stalin». В книге Гройс говорил, что соцреализм был продолжением авангарда. Эта теория меня очень интересовала, и я часто вспоминал Гройса и его книгу, когда готовил выставку. Выставка Rouge была мультидисциплинарной — на ней была и живопись, и скульптура, и графика, и архитектура, и дизайн. Мультидисциплинарность важна для советского искусства.

     Выставку Rouge восприняли положительно, о ней говорили все большие газеты, хотя некоторые из них вопрошали: «Как можно показывать искусство тоталитарного государства?». Франция очень политизирована, против проекта были и левые, и правые. Для меня это было странно, но я рад, что смог провести такую выставку. Я бы очень хотел организовать выставку Дейнеки в Центре Помпиду. Это художник, которого я очень уважаю. Считаю, что его должны увидеть во Франции», — подчеркнул Николя Люччи-Гутников.

    Зельфира Трегулова отметила, что советское искусство было тесно связано с властью и пропагандой, однако остается прежде всего художественным феноменом.

      «Все самые выдающиеся художники, включая Дейнеку и Самохвалова, были в обойме власти, ни один не избежал этого. Если ты хотел оставаться художником и продолжать работать так, чтобы твои работы висели на выставках, чтобы ты работал с общественными пространствами, ты должен был быть в обойме власти – и все там были. Другое дело, что мы сегодня видим: видимость безоговорочной работы на власть в достаточно серьезной степени была видимостью.

       Сегодня мы считываем в этих работах гораздо более глубокие смыслы, сознательно их закладывали художники или бессознательно. В знаменитой картине Лактионова «Письмо с фронта» мы видим христианские мотивы, христианскую иконографию, благую весть. Сегодня мы наконец можем употреблять гораздо более сложный и дифференцированный инструментарий для анализа этого искусства», — сказала Зельфира Трегулова.

   Один из самых известных современных художников российского происхождения Григорий Брускин подчеркнул важность переосмысления и изучения искусства соцреализма.

      «Я был уверен, что это искусство — искусство лжи, задача которого промывать мозги людям и визуализировать идеи партии и правительства. Когда Советский Союз распался, я стал внимательно приглядываться к этому искусству и понял, что как отражение в кривом зеркале может исказить лицо, но выявить важную суть человека, так и искусство социалистического реализма, искажая действительность, на самом деле рассказало большую и важную правду о нашей жизни. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что какие-то искусствоведы вообще не признают советского искусства, оно не понятно молодежи. Есть профессионалы, которые воспринимают советское искусство как китч. Но важно снова начать изучать и объяснять это искусство, и важно показывать его в международном контексте», – отметил Григорий Брускин, сообщили в пресс-службе Санкт-Петербургского международного культурного форума.










Видео

Новостная программа «Вести недели» в эфире обратилась к теме Майдана и показала последние события Украины, после чего автор программы и гендиректор ИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев провел параллели между Майданом и последними событиями Армении.

На днях в Армении назревало нечто подобное Майдана, но у власти хватило мужества противостоять, да наверное и ума у оппозиции остановиться. Сейчас в Ереване спокойнее — договорились сами: Киселев

Подробности смотрите в видео.


Лента новостей RSS





  • Reuters
  • Itar Tass
  • Прайм
  • Neonews.am
  • Gazeta.am

Дизайн и разработка сайта - Massaca

  • Facebook
  • Twitter
  • RSS


* — Поля, обязательные для заполнения